На улице светит яркое весеннее солнце, повсюду зеленеет трава, слышится запах сирени и весенних цветов, а это значит, что подошел к концу еще один учебный год, и ещё тысячи мальчиков и девочек стоят на пороге новой жизни.
Учеников выпускных классов захватила эйфория подготовки последнего звонка, разучивание школьного вальса и репетиции долгожданного выпускного вечера. Но во всей этой радостной суматохе и ожидании чего-то нового, проживании новых эмоций и впечатлений есть еще одна важная проблема, которую никак нельзя оставлять без внимания ни со стороны учеников, ни учителей, ни родителей — выпускные экзамены. Именно от того, как будут сданы экзамены, зависит то, станет ли выпускной вечер чем –то волнующим и трогательным, а аттестат откроет дверь в абсолютно новую и незнакомую, но интересную и захватывающую жизнь, или останется простым школьным концертом, а аттестат — обычным документом, который нужно получить на данном этапе жизни.
Работая в школе и являясь классным руководителем 11 класса, я поняла, что детей при подготовке к экзаменам можно разделить на несколько групп.
Первая группа, так называемые «консерваторы», — это учащиеся, которые по старому, но проверенному «дедовскому» способу заводят новую тетрадь или блокнот (кому что удобней) для подготовки к экзаменам, записывают там конспекты, строят опорные схемы, выделяют основные понятия, термины и формулы в рамочку пастой другого цвета или текстовым выделителем, выписывают из вопросников вопросы, а потом в книгах, справочниках и учебниках находят ответ, обращаясь с вопросами к учителю, все аккуратно записывают в свою тетрадку. И таким образом собирают довольно хороший багаж информации для подготовки к экзаменам, Эта информация не только повторяется в свободное время, но и запоминается, пока заносится в эту «волшебную тетрадь», а потом еще, при наличии хорошей зрительной памяти, и быстро всплывает и появляется в сознании в нужный момент.
Другая группа действует по принципу «одна голова хорошо, а две лучше». В данном случае учащиеся объединяются в группы «по интересам и личным симпатиям» и решают общие проблемы и вопросы сообща. В таких группах, как правило, более сильные ученики берут шефство над менее сильными товарищами, подтягивая их по каким-то темам. Для учеников посильней — это возможность проверить и закрепить свои знания, а для учеников послабее — это возможность в индивидуальном порядке закрыть свои пробелы в знаниях, не боясь при этом какого-либо оценки со стороны учителя, опираясь только на плечо друга, который пришел на помощь в трудную минуту. А еще даже самым лучшим и понимающим ученикам иногда полезно менять учителей. Не все мы понимаем друг друга с первого раза, и абсолютно точно так же нас понимают и наши ученики. Зачастую при смене формы и методов объяснения, слов, эмоций и жестов – этот процесс идет быстрее. Так что пусть ребята работают коллективно, достигая поставленные цели, ну а задача учителя направить усилия данной группы в нужное русло, чтобы были достигнуты правильные результаты.
Еще одна «идущая в ногу со временем» группа активно использует интернет для решения той же самой проблемы. Вместо книг, учебников и справочников на помощь приходят различные поисковые системы, а для проверки знаний обращаются к сайтам с он-лайн тестами. Очень многие учащиеся обращаются за помощью на сайт «Школьные знания.com». На «Школьных знаниях» они задают вопросы или целый ряд вопросов, и в короткий период получают ответ, а в дополнение к ответу ещё и грамотные объяснения и комментарии. Плюс ко всему могут проверить и свои знания, ответив на вопрос другого пользователя, а, следовательно, помочь другому человеку. Таким образом, и сам получил то, что хотел, и знания свои проверил, и другу помог, и почувствовал себя значимым и важным в обществе, — для повышения самооценки и ее поддержания тоже аспект немаловажный. Главное — не переборщить.
Вот так готовятся наши дети к экзаменам. Ну а учителям и родителям остается только всячески помогать, настраивать и поддерживать их в довольно сложный и волнительный период их жизни.
Абсолютно неважно, какую форму ребята выберут при подготовке к экзаменам. Главное, чтобы это работало на достижение поставленных целей и принесло желаемый результат.
г. Караганда, Республика Казахстан,
Мельникова Мария Юрьевна,
КГУ СОШ № 46,
учитель английского языка