Коммуникабельность сейчас одно из самых приоритетных качеств, которое ценится и в работе, и в личной жизни. Как же его «прокачать»?
1. Развивайте умение слушать. Тут важно отличать понятия слышать и слушать. Не достаточно молча ждать пока собеседник наконец-то закончит свою речь. Необходимо проявить искренний интерес к тому, о чем говорит человек. Вам помогут наводящие вопросы, уточнения, даже кивки головы. Если вы действительно погружаетесь в слова человека, а не просто витаете в своих мыслях, то это не останется незамеченным. Кроме того, услышанная информация пригодится вам в будущем, при повторном общении. Когда вы упомянете пару деталей из сказанного вашим собеседником ранее, то мгновенно поднимитесь в его глазах.
2. Изучите собеседника. Важна любая информация о человеке. Его интересы, манеры, настроение в определенный момент времени, приятные для него ассоциации и воспоминания. Придерживайтесь того же настроя, в котором собеседник находится сейчас, и вы будете на одной волне!
3. Расширяйте словарный запас и кругозор. Каждому человеку интересно общаться с грамотным и разносторонним собеседником. Поэтому так важно постоянно совершенствоваться и учиться чему-то новому. Однако все мы понимаем, что невозможно стать экспертом во всех существующих областях. Тут мы смотрим на предыдущий пункт – узнаем индивидуальные интересы конкретного человека, после чего изучаем базовую, самую яркую и общеизвестную информацию по предмету. И вот уже вы можете ориентироваться в разговоре и быть в одном ладу с собеседником! Ещё лучше, если вы выясните пару необычных малоизвестных фактов, которые могут удивить вашего слушателя. Данный способ не только помогает в коммуникации. Поверхностное обучение может стать первым шагом вглубь этой темы, если она заинтересует и вас самого.
4. Учитесь говорить развернуто и выразительно. Не каждый человек обладает безупречным красноречием, многие при этом оправдывают это отсутствием таланта. Однако дело не во врожденных навыках, красивой речи можно и нужно учиться! Полезное упражнение: выбираете любой предмет в вашем окружении, после чего начинаете вслух рассказывать о нём как можно более красочно и многословно. Не забывайте делать паузы, не торопитесь и подключайте эмоции и мимику к вашим словам. Если уж вы научитесь пять минут рассуждать о вашем письменном столе, то вам не составит труда поддержать разговор на любую тему!
5. Будьте дипломатичнее. Не существует людей, которые любили бы критику. Даже если человек утверждает, что ждёт от вас объективной критики – ему будет неприятно её услышать, так как происходит когнитивный диссонанс между собственным мнением человека о себе и вашими словами. Поэтому, если ситуация не касается непосредственно вас, а входит в сферу личных дел человека, вы вполне можете руководствоваться принципом «говорить что-то хорошее или молчать». Только в случае если человек САМ просит вас об этом, вы можете высказать аккуратную критику, но смягченную и приправленную положительными моментами. Другое дело, если неприятные действия человека затрагивают напрямую вас. В этом случае, высказывая своё мнение, ни в коем случае не констатируйте никакие факты о человеке, как будто знаете его лучше, чем он сам, всегда говорите о своих чувствах вместо этого. Например, вместо того чтобы сказать «Ты постоянно опаздываешь», лучше употребить «Мне неприятно, что ты опаздываешь, я чувствую себя недостаточно важным для тебя».
6. Не пытайтесь казаться идеальным. Ни одному человеку не понравится чувствовать себя никчемным на фоне вас, поэтому так важно не перестараться, проявляя свои лучшие стороны. Гораздо большего успеха вы добьетесь, если поможете своему собеседнику почувствовать себя великолепным в ваших глазах, а не наоборот.
7. Попросите об одолжении. Тут важно не перестараться. Ваша просьба о помощи не должна обременять человека. Оказывая какую-то услугу, он вкладывает в вас энергию и ресурсы, таким образом подсознательно начинает лучше относиться. Так что принимать помощь не менее важно, чем её оказывать!
Это 7 принципов коммуникабельности, благодаря которым вы сможете покорить любую аудиторию. Однако в большинстве случаев хватает и нескольких пунктов из этого списка, чтобы «зажечь» собеседника. Берите из него то, что ближе лично вам и получайте удовольствие от общения!
© Софья Арих